Теория искусства Архитектура Экспрессионизм Интерьеры театров и ВУЗов

Курс лекций по истории искусства Курс лекций по истории искусства

Интернациональный стиль

494. Вальтер Гропиус. Торговый центр. Баухауз, Германия. 1925—1926 г. Фотография: с разрешения Музея современного искусства, Нью-Йорк

Русское искусство конца 19 – начала 20 веков Начало империалистического этапа в развитии капитализма в России. Воздействие революции 1905 г. на искусство. Нарастание кризиса буржуазной культуры. Главные художественные объединения, основные направления в искусстве этого периода. Многогранность искусства. Художественные школы.

Баухауз. Дом Шредер был сразу признан одним из классических образцов современной архитектуры. Архитекторы группы «Де Стейл» выражали наиболее передовые идеи европейской архитектуры начала 1920-х годов. Они оказали сильное влияние на такое количество зарубежных архитекторов, что это движение вскоре стало международным. Самым большим и сложным примером этого интернационального стиля 1920-х годов является комплекс здания, созданных в 1925—1926 годах Вальтером Гропиусом (1883—1969) в Дессау для Баухауза — знаменитой немецкой художественной школы, директором которой он был. (В учебную программу Баухауза входили все изобразительные искусства, связанные корневой концепцией структуры — «бау», от нем. «строить»). Комплекс состоял из трех главных корпусов для классов, мастерских и художественных студий. Наиболее выразительно выглядел корпус для мастерских — четырехэтажная коробка со стенами, представляющими собой непрерывную поверхность из стекла (илл. 494).

Это смелое решение стало возможным после внедрения за несколько десятилетий до этого стального каркаса, освободившего стену от всякой функциональной нагрузки. Салливэн уже приближался в подобному решению, но ему еще трудно было освободиться от традиционного отношения к окну как к «отверстию в стене». Гропиус откровенно признал, что в современной архитектуре стена — это не более, чем штора, климатическая преграда, которая при необходимости максимального доступа дневного света может быть полностью выполнена из стекла. Результат довольно неожиданен: так как подобные стены не только отражают, но и пропускают свет, то их вид зависит от взаимодействия того и другого. Они как бы реагируют на любое изменение условий снаружи и внутри, придавая тем самым зданию удивительно живое ощущение. (Той же цели служит шлифовка до зеркального состояния поверхности «Птицы в пространстве» Бранкузи.) Сходные принципы стали использоваться позже гораздо в больших масштабах при строительстве небоскребов.


[an error occurred while processing this directive]