Итак, целью художественного творчества архитектора является организация пространства.
Но что это значит? О какой организации пространства здесь идет речь? Какие качества
пространства участвуют в нашем восприятии архитектуры? Современный человек,
самыми условиями своей культуры воспитанный в быстрой смене впечатлений, усвоивший
себе мимолетное восприятие натуры в жизни, привык в своей оценке действительности
полагаться ; исключительно на оптический критерий. С таким же оптическим критерием
он подходит обычно и к эстетическому восприятию архитектуры. Свое переживание
архитектурного произведения он считает исчерпанным, если ему удалось зафиксировать
в памяти один из наружных обликов здания (чаще всего фасада); в самом лучшем
случае к этому присоединяется несколько видов или деталей внутреннего пространства.
А между тем -- и это следует особенно подчеркнуть -- архитектура обращается
не к одним только органам зрения, но ко всей совокупности чувственного и духовного
восприятия человека. Одного зрительного восприятия недостаточно для оценки архитектуры
уже потому, что мы не можем одним взором, с одной точки зрения окинуть все здание.
Если мы смотрим на здание снаружи, мы можем видеть полностью только одну его
сторону или, если смотрим с угла, две стороны в сильном сокращении. Более широкий
охват пространства доступен взгляду внутри здания, когда с одной точки зрения
можно увидеть зараз несколько стен и потолок или пол.
Но и внутреннее пространство здания мы способны воспринимать только
в виде отдельных, частичных картин. Каким же образом мы можем получить полное,
исчерпывающее представление о всем архитектурном организме, если наше впечатление
от здания неизбежно составляется только из разрозненных, фрагментарных оптических
аспектов?
Прежде всего это происходит потому, что архитектура, как я уже указал, обращается
не к одним только зрительным ощущениям, но и к осязанию, и даже к слуху зрителя.
Рука незаметно прикасается к стене, ощупывает колонну, скользит по перилам.
Мы мало обращаем внимание на это часто бессознательное проявление нашей тактильной
энергии, в особенности же на движения нашего тела, на ритм нашего шага, а между
тем тактильные и моторные ощущения играют очень важную роль в нашем переживании
архитектуры, в том своеобразном настроении, в которое нас повергает то или иное
архитектурное пространство. Для самочувствия моего тела и для ритма моего шага
далеко не безразлично, вступаю ли я на земляной пол крестьянской избы или на
мраморные плиты дворца, или на устланный циновками пол японского жилища. Гулко
звучащие шаги по каменным плитам собора содействуют торжественному настроению,
в королевском дворце настраивают на осторожную, церемониальную походку, мягкий
ковер салона как бы развязывает движения. Но не только непосредственное прикосновение
к архитектурной поверхности, а и самое сознание тяжести стен, высоты сводов,
движения света оказывает воздействие на все тело зрителя и вызывает в нем то
или иное самочувствие. И, наконец, что особенно важно, полное восприятие архитектуры
возможно только в непрерывном движении, в последовательном перемещении в пространстве
здания: мы приближаемся к зданию по улице, по площади или по ступеням лестницы,
обходим его кругом, проникаем в его внутренность, двигаемся по его главным осям,
то минуя целые анфилады комнат, то блуждая в лесу колонн. В готической или барочной
церкви, например, мы переживаем пространство от входа до алтаря как некий путь,
и этот путь мы непременно должны реально проделать, чтобы узреть, как постепенно
вырастает купол или развертывается лучами алтарное пространство. Таким образом,
истинное восприятие архитектуры покоится не только на оптических, но и на моторных
впечатлениях: только виды здания плюс движение в нем создают истинное представление
о его художественном организме.
На цветовом спектре два цвета противопоставлены друг другу, например, голубой и оранжевый, желтый и фиолетовый, красный и зеленый. Когда пара ярких дополнительных цветов расположена друг против друга, они кажутся вибрирующими и притягивают к себе внимание.
Введение в историческое изучение
искусства Печатная графика
это самое актуальное из изобразительных искусств Архитектура
скульпторы эпохи Возрождения Живопись
пользуется широкими симпатиями общества Вариации куполов в
русском церковном зодчестве |